Архієпископ Феодор про унікальність Закарпатського регіону, конфлікти та блюзовий шансон

3 липня 2015 - Вася Гуцал

– В чём основная особенность и уникальность Вашего региона?
– Веротерпимость. Так исторически сложилось, что из-за разнообразия вер и национальностей на нашей земле веротерпимость у местных жителей закладывается на генном уровне. Здесь и венгры, и немцы, и словаки, и чехи… Когда к нам приезжает кто-нибудь из центральной Украины, то очень удивляется тому, что название улиц и ценники в магазинах на двух языках: на украинском и венгерском. Так, в основном, в «венгерских» сёлах. Венгры — очень дружный, прекрасный народ. Есть даже сёла, где мы совершаем две Божественные литургии: одну — на церковнославянском, вторую — на венгерском. Поэтому наш регион действительно уникален.
– То есть венгры православные, не обязательно — римо-католики?
– Да, совсем не обязательно. Но большинство из венгров — реформаторы и римо-католики.

У нас есть два прихода, где богослужение совершается только на венгерском языке или же часть службы — на церковнославянском, другая часть — на венгерском. На этих приходах пожилые люди почти не говорят на украинском, поэтому Евангелие им проще слушать на венгерском.

Во время посещения Черногории. Фото из личного архива архиепископа Феодора

– И нет какого-то правила, всё зависит от того, с кем общаемся?
– Да, по ситуации. Я, к сожалению, не знаю венгерского, могу перекинуться лишь парой слов, но прихожанам даже это очень приятно, мол, епископ говорит на их языке. В целом — не зависимо от конфессии, венгры очень хорошо относятся к Православной Церкви.
Я часто служу в Венгрии. Блаженнейший всегда благословляет нас служить в Венгрии, когда приглашает правящий владыка Венгерской епархии. Наших, украинских, епископов там всегда радушно принимают.

– Как изменилась ситуация в последнее время? Осталась прежней или стала конфликтной?
– Вы знаете, когда к нам приезжают из центральной или из восточной части Украины, то  всегда говорят: «Закарпатье – это отдельная планета». Потому что у нас всё течёт в спокойном, мирном русле. За последнее время поменялись политическое устройство, социальные отношения, в том числе и отношение власти и народа к Церкви. Но у нас, в Закарпатье, всё равно всё размерено и спокойно. В нашей епархии не чувствуется каких-либо изменений касательно отношения к Церкви. Те конфликтные ситуации из-за храмов, которые у нас имели место быть с греко-католиками, слава Богу, практически ушли в небытие. 
Греко-католики либо требовали, чтобы храм отошел им, либо требовали поочередного служения с нами. Мы — категорически против поочерёдного служения. Власти считали, что подобная мера разрешит конфликт, но, как показывает практика, это только усугубляет его. За те 8 лет, что я в епископском сане, хорошо понял: лучший способ разрешить подобный конфликт – построить новый храм. Мы готовы помогать физически другой конфессии, только бы был мир, только бы люди жили в спокойствии.


– Все вопросы можно решить мирным путём.
– Да. Лучшее решение всех вопросов – переговоры. Мирно, спокойно, тихо всё обсудить и придти к консенсусу.

Когда я только стал архиереем Мукачевской и Ужгородской епархии, у нас возникали острые конфликтные ситуации с представителями Греко-католической церкви. Мы организовали встречу с греко-католическими епископами и священниками. Я сказал: «Прошли времена Средневековья, мы живём в цивилизованном мире, обратите внимание, в каком веке. Поэтому взламывать храмы, забирать их с оружием в руках, отстаивая свои права или своё вероисповедание, — уже дикость». Сейчас всё решается мирным, цивилизованным путём. И подобный конфликт разрешается строительством храма. А потом определяется: приход какой конфессии количественно больше, за той конфессией и закрепляется храм. Другая община переходит в старый храм. Вы знаете, в этом случае между этими общинами наступает мир, люди ходят друг к другу в гости, и это реальное разрешение подобных конфликтов.  
– Сейчас декларируется движение в Европу. А практически получается, что ваша епархия одна из самых европейских. 
– Наша епархия по географическому положению самая западная. Мы — за Карпатами. Полчаса езды до границы с Венгрией, полчаса — до границы со Словакией, полчаса в другую сторону — и Румыния. Политические веяния, которые меняют направление вектора отношений, до нас не доходят. Мы спокойно ездим в Европу, а венгры, немцы, словаки часто приезжают к нам, и это не вызывает удивления. В нашей епархии проживают представители различных национальностей, но, кстати, никогда не было языковых проблем. Никто никого не укоряет за тот язык, на котором человек говорит. Будь это немецкий, украинский, венгерский, русский или какой-нибудь ещё. Согласно этикету, хозяева должны говорить на том языке, на котором говорит гость. Да, и так было всегда.

– Владыко, а можно несколько личных вопросов?
– Да, конечно.
– Нам стало известно, что Вы были духовником женского монастыря. Это само по себе подвиг. Это чем-то помогло в Вашем архиерейском служении?
– Главным аргументом в пользу моего избрания правящим архиереем Мукачевской и Ужгородской епархии на Священном Синоде УПЦ были слова Блаженнейшего Владимира, нашего покойного Предстоятеля: «Если он 20 лет был духовником в женском монастыре, то спокойно может быть епископом».

Быть духовником женского монастыря — своеобразное служение, нести это послушание намного сложнее, чем в мужских монастырях, есть своя специфика. Но я очень люблю Мукачевский Свято-Николаевский монастырь, в котором прошёл путь от иеромонаха до архиерея. Это — важная часть моей жизни. И в своём устном завещании я выразил духовенству желание: «Где бы я ни был, как бы ни сложилась моя жизнь, пусть местом моего упокоения станет Мукачевский монастырь». Там погребён мой старец архимандрит Василий (Пронин), удивительный человек, мы подали все необходимые документы в Комиссию по канонизации.

Архимандрит Василий (Пронин). 1990-е гг.

Самое главное, чему меня научил Мукачевский женский монастырь, – это терпение. Этим сказано всё. В женском монастыре духовнику надо много терпеть, смиряться. Прекрасный монастырь, прекрасные сёстры, очень люблю их, прекрасные прихожане. Даже когда я стал епископом, постоянно туда езжу. Некоторые говорят, что ностальгия – это неправильное, болезненное состояние. Я с этим не согласен. Ностальгия – это такое замечательное состояние души, когда человек стремится к тому, что для него в жизни стало родным, очень близким. Случается ностальгировать по детству, детскому саду, школе, по материнским словам, особенно, когда родителей уже нет… 
Расскажу один интересный случай. По благословению Блаженнейшего, мы поехали в Сан-Франциско, чтобы послужить у мощей моего самого любимого святого — святителя Иоанна Шанхайского. Я его безмерно люблю, даже мой домовый храм освящён в его честь. Удивительный святой. Когда я пришёл к мощам святителя, мне довелось испытать неописуемые чувства. Случаются редкие моменты, когда человек не чувствует пространства, времени, земли под собой. Такое чувство было у меня там, недолго, но было.

Так вот. Отслужили мы у мощей святителя Иоанна Литургию. Это —  к вопросу о ностальгии, к слову. После Литургии все люди остались в храме и стали подходить под благословение. «Ну, — думаю я, — порядок такой». Подвозят на колясочке под благословение и бабушку Тамару, лет ей — уже за 90, не знаю, жива ли она ещё. Бабушка взяла меня за руку и так сильно сжала её, что я даже удивился такой силе. Сжала и плачет. Я удивился, присел около неё, спросил, отчего она плачет. А она не может говорить, я подождал. Тогда она спрашивает: «Вы епископ из Украины?» Отвечаю: «Да». И она стала рассказывать, что родилась в Киеве. После революции её родители эмигрировали в Америку. Всю жизнь она прожила в Сан-Франциско, но скопила какую-то сумму и завещала похоронить себя в Украине. Это и есть — ностальгия. Это очень хорошо!

А на проповеди я тогда сказал, что никому неизвестно, где именно — условный центр мира. Но по моему личному убеждению, центр земли находится в Сан-Франциско, в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», там, где покоятся мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Конечно, нет никаких юридических, географических или математических критериев, только — духовные.

– Святитель Иоанн сам родом из Украины, что символично. Это тот святой, который может объединить вокруг себя людей, а это очень важно сейчас.
– Вот что интересно: сейчас все ищут фактор объединения. Святитель Иоанн Шанхайский родился в Харьковской губернии,  учился и преподавал в Белграде, сейчас — Сербия, служил епископом в Шанхае, Китае, свою паству, а это 5 тысяч человек, вывез в Сан-Франциско, в США. Также ещё был архиепископом Брюссельским и Западно-Европейским, окормлял православные приходы во Франции и Голландии.

Дети тех людей, которые приехали в Америку вместе со святителем, рассказывали мне, что прежде всего устанавливали храм-палатку, сами спали на земле, а уже потом устраивали себе временные жилища. То есть они не строили, как это обычно делается, сначала жильё себе, а потом уже храм, наоборот — сначала возводили храм, а потом уже — жильё. Мне кажется, это заслуга пастыря. Он смог объяснить своей пастве, что главное, что может объединить и стать центром жизни общины, — это храм Божий.

Поэтому, считаю, святитель Иоанн Шанхайский может сегодня стать символом любого объединения. Ведь что может объединить людей в нашем мире? Само собой, вера. Неверующих людей в мире нет. Слышите, что я говорю? Неверующих людей в мире нет! Даже если человек говорит, что он атеист, то уже после пяти минут беседы он произносит: «Да, есть космос, есть какая-то высшая сила». «Высшая сила» — так он понимает и называет Бога, Царство Небесное. Неверующий человек — человек, который, как бы помягче сказать, ещё просто не понял, что верующий. 

Сейчас многие говорят о единении. Это правильно! Сейчас слова мир, единство, целостность стали приоритетом суждений и разговоров. Нет такого человека, который не рассуждал бы об этом. Вот пример. Недавно у меня брали в Ужгороде интервью и задали интересный вопрос: «Вы любите эстраду? Кто ваш любимый исполнитель?» Редко у какого епископа об этом спрашивают. Мой ответ был таков: «Сезария Эвора». 

– Владыко, Вы любите джаз?
– Нет, это не джаз. Это шансон.
–Блюзовый шансон. 
– Да.
Я вам расскажу, почему привожу её, Сезарию Эвору, в пример. Как-то я смотрел новости и слышу – играет «Besame mucho», хит на все времена и поколения. Смотрю, поёт бабушка-негритянка, вроде, ничего особенного, пение простое, но очень спокойное. Испанская музыка, небольшой оркестрик. Но как-то необычно отреагировало моё сердце. Её взгляд был наполнен глубиной и страданием. Глаза – это зеркало души, как святые отцы пишут, и в них отражалось страдание. Сердце так отреагировало на её исполнение, что я сам удивился.

До того момента я понятия не имел, кто такая Сезария Эвора. А сейчас всем рекомендую послушать. Вот вы — придёте домой и обязательно послушайте и посмотрите в её глаза.

…И я зашёл в интернет, стал искать, кто такая Сезария Эвора. Оказывается, это певица из Африки, с островов Зелёного Мыса, ныне — Республика Кабо-Верде, это маленькое и очень бедное государство. Настолько бедное, что люди там до недавнего времени умирали от голода и отсутствия элементарной медицинской помощи. Сезария рано осталась сиротой, отец умер, оставив вдову с четырьмя детьми на руках. Её мама работала прачкой, зарплаты не хватало, чтобы прокормить детей. И чтобы дети не умерли от голода, она сдала их в интернат. Девочка Сезария росла в полной нищете. В 14 лет, чтобы как-то помочь прокормить маму и своих братьев и сестёр, она начинает петь в кабаке. И поёт там до 40 лет. Потом ей заинтересовался француз с кабовердийскими корнями, и настолько был покорён её голосом, что посвятил три года тому, чтобы сделать её знаменитой. Он помог выйти ей на большую сцену, и Сезария Эвора стала так популярна, что собирала миллионные залы. На Youtube «Besame mucho» в её исполнении собрало 1,5 миллиона просмотров. Даже если эту песню споёт какой-то хороший певец, то не будет столько просмотров. А простая женщина, из бедной африканской семьи — собирает…
Что меня больше всего поразило в ней… Глаза выразили её сущность. До конца своей жизни она выступала босиком, даже тогда, когда стала очень богатой, чтобы отдать дань той нищете, в которой выросла. Она уже умерла, очень жалею, что не знал, что она выступала в Москве.
– И в Киеве.
– Да?! Не знал. Я бы обязательно пришёл на концерт и подарил ей огромный букет белых роз, штук 300 точно. 
Мне кажется, здесь ярко выражен евангельский подход человека к жизни. Когда человек становится, как говорится, «с Ивана пан», то забывает, кем он является. К чему хочу подвести, все свои гонорары она отдавала своей стране. На её деньги были построены поликлиники, детская смертность резко сократилась. Все начальные школы островов Зелёного Мыса были построены на её деньги, и она финансировала частично среднюю школу. Вот пример евангельской простоты, смирения и истинной человечности. Вот патриотизм! Без публики, без громких гасел, без красивых акций, человек просто все отдавал своему народу. Вот вам, пожалуйста, вроде бы не церковный вопрос, но, в то же время, и глубоко церковный. Пример для подражания. Рекомендую Сезарию Эвору. Будет время, послушайте и посмотрите на выражение её глаз. Я сам был поражён, как отреагировало моё сердце. Слава Богу, увидел пример истинной простоты в современной жизни.

– Как всё перекликается… Святитель Иоанн – пример самоотверженной любви и простоты, Сезария Эвора — пример простоты и смирения. Как произошла Ваша встреча со святителем? Почему именно он любимый?
– Этот вопрос мне не раз задавали. Самое интересное, на него нет ответа. Мы любим всех святых, но у каждого человека есть свой любимый святой, близкий его душе. Господь так определяет сердцу. Возможно, что-то близкое есть по сердцу, родственное по духу.
Знакомство со святителем Иоанном было уникальным. Раньше, при советском режиме, из Америки присылали журнал «Русский паломник». Этот журнал передавали тихонько, чтоб никто не видел. Он был настолько интересным! Тогда же не было сегодняшнего богатого выбора религиозной литературы, была периодика — «Журнал Московской Патриархии» и «Православный вестник Украины», интересные журналы, но в них давалось сухое изложение фактов: был, служил, краткая проповедь. Просматривая журнал «Русский паломник», я увидел фотографию святителя Иоанна — в очень мятой рясе, растрёпанного. Это меня очень удивило. Журнал был возвращен владельцу, но в памяти моей отпечатался образ епископа Иоанна.

В 1990 году мне выпала честь быть направленным, по распределению, в Мукачевский Свято-Николаевский монастырь. Когда я туда приехал, то прежде всего встретился с духовником – архимандритом Василием (Прониным). Человек — уникальный, из княжеского рода, очень образованный: кандидат богословских наук, кандидат археологических наук, владение 14 языками в совершенстве. Совершенное знание языка – это не «Gitler caput!» или «Hende hoh!», что мы знаем по-немецки, или «What is your name?», что мы помним со школьной скамьи по-английски. Он брал латинский текст, прочитывал глазами и тут же переводил, то же самое — с древнегреческого или с других европейских языков.

Несколько слов о старце Василии (Пронине), потому что всё это тесно связано.
Жизнь у старца была нелёгкой. Он претерпел очень много гонений. И был у него необычайный дар: за то время, пока старец подвизался в Мукачевском монастыре (53 года!), он ни разу никого не осудил. Он никому ни разу не сказал дурного слова. Апостол Иаков пишет: «Могущий обуздать язык свой, может обуздать и всё свое тело, всё свое существо» (Иак. 3: 2). Старец обуздал язык.
– Известны и его научные труды…
– Его перу принадлежит множество научных работ.

Будучи археологом, он 40 лет писал работу «Палеолит Чернечьей горы». А одна из последних его работ — «Гравитация и возрождение, гравитация и её формы». Уже тогда, 30 лет назад, отец Василий говорил о коллайдере, который недавно построили. Старец, сидя в маленькой келии, практически не выходя из неё, говорил о таких вещах, до которых учёные только сейчас дошли.
Он составил акафист преп. Моисею Угрину, устав Мукачевского монастыря. Написал много трудов по уставу Церкви, также — по лингвистике. А, к примеру, один из его трудов очень заманчиво называется: «Библия и математика».
– Что может быть у них общего?!
– Он взял все цифры, которые встречаются в Библии, и сделал очень интересную Православную систематику, причём всё это очень интересно и доступно описано. 40 лет старец писал труд «История Мукачевской епархии», мы её сейчас как раз издали.

Несмотря на такую «мега» учёность, отец Василий обладал необычайным смирением. Он никогда никого не осуждал, и у него был дар молитвы. К нему постоянно приходили люди со своими скорбями, болезнями. Последние годы жизни он ушёл в затвор. К нему уже никого не пускали. Он очень скрывал ещё один свой дар – дар прозорливости. Было так, что кому-то очень нужно к старцу, а отец Василий в то время уже очень болел, лежал, ему было тяжело говорить. Человек к нему заходит — старец называет его по имени, говорит, что нужно сделать. Человек с открытым ртом принимал ответ старца, потом — в слёзы, приложится к его руке и так же — с открытым ртом — уходит от старца.

Отец Василий предсказал день своей кончины, предсказал, что будет после его погребения. Всё сбылось в точности. Скажу два слова. Приходит к отцу Василию врач, женщина, а он её спрашивает, видела ли она надпись над воротами монастыря «Нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная»?Она отвечает, что, мол, нет, не видела. Мы пошли посмотреть к воротам обители, думали, мальчишки хулиганят, мелом, может, написали. Нет никакой надписи. А это были слова из панихиды. Было это за месяц до смерти старца Василия. Так мы поняли, что старец готовится.
Отец Василий за год, потом за месяц, потом за день до своей кончины говорил нам одно и то же: «Будете меня хоронить, выкопайте могилу, и в ней сделайте нишу, и в этой нише меня погребите». Такая традиция есть, например, у мусульман. Мы ему и говорим, с матушкой-игуменьей, мол: батюшка, мы вашу просьбу выполнить не сможем. Он нам ничего не отвечает. Место он сам выбрал уже давно. Действительно, получается узкое место, и со всех четырёх сторон — могилы. А за день до смерти отец Василий позвал нас, священников, и матушку-игуменью и снова повторил своё завещание. Скончался батюшка 5 января 1997 года. 6 января Мукачевский и Ужгородский владыка Евфимий дал благословение хоронить, потому что 7-го — уже Рождество, не очень удобно. И когда копали могилу, то на глубине 1,5 метров наткнулись на древнее захоронение. Мукачевский Свято-Николаевский монастырь — древний, поэтому этому захоронению было больше 200 лет, а может даже, и около 500 лет. Всё истлело, сохранились лишь небольшие лоскутки ткани, наперсный крест и прядь седых волос. Видимо, это было захоронение пожилого священника.
Новую могилу выкопать не успевали, потому что владыка Евфимий через час должен был приехать на отпевание. Что делать – не знаем: январь, земля мёрзлая… Я еду к владыке, объясняю ситуацию, говорю: «Владыка, благословите. Как поступить?» Владыка долго думал, а он знал, где могила. Говорит: «Раз новую могилу выкопать не успеем, сделайте со стороны дорожки, где пошире, нишу — и в эту нишу поставьте гроб».
Я не вспомнил, о чём говорил нам архимандрит перед кончиной. Прихожу к матушке-игуменье, говорю, мол, так и так. Владыка благословил нишу. Мы подходим к могиле, рабочие копают нишу, и тут мы с матушкой как-то одновременно вспомнили и ахнули. Говорю: «Матушка, так архимандрит Василий говорил: будете копать могилу, сделайте нишу и поставьте туда гроб».
Ну, теперь вернёмся к вашим вопросам. Простите за такое отступление, но это связано.
– Конечно, ведь архимандрит Василий (Пронин) был духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского. Они общались?
– Святитель лично писал ему в Мукачевский монастырь, когда отец Василий был ещё иеромонахом. Потрясающие письма. К сожалению, святитель тогда не был прославлен, а в Словакии действовало Общество во имя святителя Иоанна Шанхайского, и мы передали письма туда, в дар. В этих письмах святитель очень трогательно утешает своё духовное чадо в сложном начинании монашеского пути в женском монастыре. Архимандрит Василий вспоминал, как в одном из писем святитель Иоанн писал, что никогда не был в Карпатском крае, но обучаясь со студентом из Карпатской Руси, очень полюбил этот край. То есть, не будучи здесь никогда, святитель Иоанн очень любил эту землю. Он видел ребят, которые учились в семинарии, видел их дух, Его сердцу это было очень близко.

Отец Василий очень много рассказывал про святителя. Мы слушали как будто житие святого. Как святитель от монашеского пострига до кончины не спал на кровати, каким он был постником, какой у него был дар утешения, прозорливости. Как он каждый день, до самой кончины, служил Литургию, скончался тоже после Литургии. Отслужил — и скончался. Отец Василий рассказывал, что святитель непричёсанный ходил, что был косноязычный, тяжело говорил, но был очень духовным, очень молитвенным человеком.
– Помните, как прославили святителя?
– Безусловно! Как-то к нам попал журнал «Русский паломник». Это был примерно 1991 год. Я приношу журнал, показываю отцу Василию, говорю: «Батюшка, здесь фотография святителя Иоанна!» А он так боком стоял на фото. Старец взял у меня журнал, молча посмотрел, долго смотрел, закрыл и, не говоря ни слова, отдал. Я взял журнал и пошёл к себе в келию. Спустя какое-то время бежит ко мне келейница. Говорит: «Батюшка с журналом зовёт к себе». Прихожу, приношу ему журнал. Он снова смотрит, долго смотрит, минут 10, потом отдаёт мне журнал, и только я собираюсь уходить, он снова просит: «Ну-ка, ну-ка, дайте мне ещё раз посмотреть». Спрашиваю: «Для чего так долго смотрите на одну и ту же фотографию?» Он отвечает: «Не похож».
И тут, словно радуга на небе, огромная радость: мы узнаём, что Русская Православная Зарубежная Церковь причислила святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского к лику святых. Я, как сумасшедший ребёнок, бежал по коридору монастыря, ликовал. Забегаю к старцу в келию, батюшка даже глаза вытаращил. Говорю ему: «Батюшка, святителя Иоанна прославили!» Он: «Что вы говорите?!» Приношу газету с заметкой, там — иконочка святителя.

Вот интересно, страстные люди, про себя сейчас говорю, мы радуемся, так открыто выражаем чувства. У старца засветились глаза, на губах появилась лёгкая улыбка. Он сказал: «Как хорошо!» Перекрестился и приложился к фотографии. Может, вспоминал святителя Иоанна. И у меня появилась такая любовь к святителю, в первую очередь доверие к нему, что я попросил благословения у правящего архиерея, тогда был владыка Агапит (Бевцик), открыть дома, в комнатке, церковь в честь святителя Иоанна. Владыка дал благословение, и будучи ещё архимандритом, я совершал там Богослужения в субботу или в будние дни.
– А как сложилась Ваша поездка в Америку?
– Я знал, что там — мощи святителя Иоанна, только из-за этого и поехал в Америку. Нас очень любезно встретил владыка Кирилл, управляющий Сан-Францисской епархией. Мы приехали в храм, а он уже закрывался — видимо, ради безопасности. В воскресенье мы совершали там Божественную литургию. В правом приделе храма стояла рака с мощами святителя Иоанна. Помню незабываемое чувство святительского присутствия. Это не мистика, не духовная эйфория, это — чувство сердца. Никогда не забуду эту поездку.

Потом Господь сподобил поехать второй раз. Мы целенаправленно поехали в Сан-Франциско, правда, Литургию тогда у мощей святителя не смогли отслужить, было мало времени. Но я снова встретился со святителем Иоанном. И теперь я твёрдо убеждён, что центр Земли находится именно там. Тысячу раз пусть со мной никто не соглашается. Есть вещи, попробовав которые, человек будет знать: они вкусные. Например, мёд. А тут сердце вкусило, независимо от разума, от естества человеческого. И, как мне кажется, любовь к святителю останется со мною до конца моей жизни.
– И Вы начали открывать храмы в честь святителя в вашей епархии?
– Да. На данный момент в нашей епархии строится пять храмов в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Наши люди раньше не знали его. Хотя священники, из числа современников епископа Иоанна, говорили, что святитель на проскомидии всегда поминал нашу иерархию.

– И будучи епископом в Шанхае он поминал и Синод Зарубежной Церкви, и патриарха, и будучи епископом в Сан-Франциско.
– Сейчас святителя узнали здесь и очень полюбили. Буквально несколько дней назад с братией нашей епархии я вернулся из краткой поездки по Греции. Не было ни одного храма, куда мы заходили, чтобы там не было иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого). И когда подходил епископ или священник нас встречать и узнавал, что мы из Украины, то сразу говорил: «О, агиос Лукас!» У них ассоциация с Украиной – святитель Лука. А наше Закарпатье у современников начинает ассоциироваться со святителем Иоанном Шанхайским и архимандритом Василием (Прониным).

Те, кто сегодня строят храмы в честь святителя Иоанна, говорят, что помощь Господа по его молитвам просто неоспоримая.
– В Киеве, в Десятинном монастыре, есть икона святителя Иоанна с частичкой мощей и с поясом.
– Да, да, прикладывался.

А знаете, что интересно? Как-то я спросил у нашего покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира о святителе Иоанне, помнит ли он его. Оказывается, они встречались, их пути пересекались. Мы спросили у Блаженнейшего, каковы его впечатления о святителе. Он сказал, что это великий подвижник. Блаженнейший Владимир вспомнил, как выглядел святитель: помятая ряса, непричёсанный, а народ, несмотря на внешнее, по-особому почитал владыку Иоанна.

Когда мы были в Сан-Франциско, то посетили приют, основанный святителем Иоанном и названный в честь святителя Тихона Задонского. Зашли в храм, там в правом приделе находится икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». «Млекопитательница» — образ необычный, редкий, знаю, в Одессе есть такой чудотворный образ.

Нам рассказали следующее. Когда святитель Иоанн приехал в Сан-Франциско, то после каждой Литургии стал ходить на помойки и приносить детей, умиравших от голода, и кормить. Потом, когда эти дети приходили в храм и видели кормящую Богородицу, молились Ей, чтобы Она дала им пищу. Так говорят очевидцы. Оригинал иконы, перед которой молились те дети, до сих пор в храме. Потом нам показали фотографию — на ней были запечатлены около ста детей. Это те дети, которых святитель нашёл на помойках и спас от голода. Некоторые из них живы, в день памяти святителя они обязательно приезжают, многим уже под сто лет. Представьте только: столетние старички и старушки показывают себя на фотографии, показывают на святителя Иоанна, целуют его лик и говорят, что это он спас их от смерти.

Святитель Иоанн — удивительный человек, наш современник, ведь скончался он в 1966 году.
– Вот бы все узнали о таком удивительном человеке!
– Думаю, многие люди, узнав о нём, очень его полюбят, его нельзя не любить.
Интересно действие благодати Божией через сердце человека. Почему, когда видишь фотографии святителя Иоанна или слышишь о нём, сердце отзывается, и святитель становится родным на всю жизнь?
Или святитель Лука. Кто о нём в Греции раньше знал? А сейчас нет в Греции храма, где не было бы иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В одном греческом храме, в котором мы были, каждую пятницу совершается акафист святителю Луке. Мы были этому очень рады. Представьте — встретить что-то родное в Греции! Да и Греция — родная. Где бы мы ни были, мы везде родные. В Иерусалиме, на Афоне, даже в далёкой Америке. Потому что есть вера и святые, что нас объединяет и согревает.

Мы заходили в греческие храмы одетые в подрясники, не рассказывали, кто мы, может, мы простые послушники. А нас всё равно принимали очень радушно. И из-за греческого гостеприимства, и потому, что мы из Украины. «Агиос Лукас!» — и всё, мы родные!
– Какая Ваша мечта осуществилась молитвами святителя?
– Когда я был духовником в монастыре, то мечтал о частичке мощей Иоанна Шанхайского. Осуществить мечту было тяжело, так как Сан-Франциско далеко. Оставалась надежда, что когда-нибудь будет такой случай и возможность. Если греки ассоциируют Украину со святителем Лукой Симферопольским и Крымским, то у меня Америка ассоциируется со святителем Иоанном. Шанхайским и Сан-Францисским Однажды мои знакомые поехали в США. Я попросил их привезти мне иконочку святителя, если будут в православном храме. А если будут в Сан-Франциско, попросил приложить иконочку к мощам святителя.
В Сан-Франциско они не попали, но зато встретились со священником, который лично присутствовал на обретении мощей святителя Иоанна! Они мне позвонили и сказали, что им дали частичку подрясника святителя. И вот у меня есть иконочка святителя, уже вся «выгоревшая», и на ней воском приклеена частица серого подрясника святителя Иоанна. Об этой святыне узнали все, кто знал святителя, и мы вместе служили ему акафист и молебен с таким благоговением, что создалось впечатление, будто святитель сам нас посетил…


Когда я был в Сан-Франциско, то попросил архиепископа Сан-Францисского Кирилла благословить частичку мощей святителя Иоанна. Владыка с радостью согласился, передал частичку мощей для нашей епархии. Другой священник увидев мою любовь к святителю, подарил мне подушку, на которой 17 лет лежали мощи святителя — с момента обретения до момента переоблачения. Потом, когда уже переоблачали мощи святителя Иоанна, а они сохранились полностью, мне передали в духовное наследство от святителя – несколько частиц его волос. И теперь во многих наших храмах есть святыни от святителя — чтобы он не только духовно, но и телесно присутствовал в нашем регионе. Думаю, что святитель помогает каждому человеку в Закарпатье, охраняет наш край.
– Многое мы здесь также узнали о Вашем духовнике, старце Василии (Пронине), духовном чаде святителя Иоанна…
– После кончины архимандрита Василия (Пронина), на его могиле начали совершаться чудеса. Люди приходили и свидетельствовали о том, что кто-то исцелился от болезни, у кого-то с детьми были проблемы — помолились, и всё наладилось.
Был интересный случай. Мы, священники, как-то выходим после Литургии и видим: заходит человек в храм. Он очень выделялся среди остальных. Странное выражение лица, лысый, лет 55, большие глаза и холодный взгляд. Подходит ко мне и спрашивает про старца Василия, просит с ним повидаться. Отец Василий в то время никого уже не принимал, был в затворе. Этот мужчина, звали его Юрий, упал на колени и стал умолять, чтоб пустили его к старцу. Обещал только взять благословение и уйти.

На все мои объяснения, что отец Василий не может говорить, что он болеет, мужчина продолжал просить на коленях встречи со старцем. Пришлось спросить у старца благословения. Он обычно просил, чтоб братия приняли посетителей. Я зашёл к отцу Василию, рассказал ему про Юрия, и он, к моему удивлению, согласился его принять. А старец был очень болен, 3 года лежал на одном боку. У него была водянка и очень больное сердце. Зашёл этот Юра к старцу, стал на колени, взял благословение, заплакал навзрыд и, как обещал, сразу вышел. Отец Василий ничего ему не сказал, просто благословил.

Прошёл год. Старец уже отошёл ко Господу, этот мужчина Юрий снова явился в храме. Зашёл в храм, сразу упал на колени и начал  так же уговаривать повидаться с отцом Василием. Весть о кончине архимандрита Василия его очень опечалила. Он спросил, где старец похоронен и сразу побежал на могилу. Припал к могиле и начал громко просить его о помощи. Через пару дней пришла его жена к нам и рассказала интересную историю.

Юрий учился в спецшколе, потому что был слепым. Никакие линзы и очки ему не помогали. Он читал только с увеличительным стеклом. Родом он сам из Донбасса. Итак, после того, как Юрий узнал о кончине отца Василия, приехал домой и сказал своей жене, что старец умер. Был очень расстроен. Плакал, взял лупу и сказал, что пойдёт помолиться. И тут начал кричать из комнаты. Жена к нему вбежала, испугалась, спросила, что случилось. Оказывается, он прозрел и стал хорошо видеть. Сказал, что может читать. Жена дала ему газету и сказала читать в разных местах, он читал. В результате — Юрий оставил на Донбассе свой дом, купил в Мукачево «хрущевку» и переехал сюда навсегда. Он жил возле монастыря, где находится могила отца Василия. Каждый день бывал там. Когда ему было 60 лет, Господь послал ему ещё одного ребёнка.  
И это не единственное чудо по молитвам архимандрита Василия. Собрав описание чудес, мы обратились к покойному Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой перезахоронить архимандрита Василия (Пронина) в склеп. Старец завещал это перед своей смертью. Мы похоронили его — и забыли про склеп. Когда начали происходить чудеса, мы вспомнили об этом и доложили Блаженнейшему. Митрополит сказал, что такого старца надо почтить и благословил построить возле могилы склеп.

Прошло 11 лет со дня кончины старца Василия. Мы интересовались у судмедэксперта, что будет с останками. Он сказал, что в такой почве через 11 лет должны сохраниться лишь грубые кости. Мы взяли благословение у владыки Агапита, ночью пригласили монахов и начали откапывать могилу старца. Когда откопали метра 1,5, показалась подземная вода. Вся могила была затоплена водой. Мы очень расстроились, потому что в воде за 3 месяца тело сгнивает. Вычерпали 50, может и больше, вёдер воды из могилы, и крышка гроба провалилась… Когда мы подняли развалившийся гроб, сняли крышку, открыли лицо, руки старца, то увидели, что они полностью нетленные, цвета живого тела. С нами был духовник одного монастыря отец Викентий. Он взял палец отца Василия и смог его согнуть, т.е. тело не закостенело, как это обычно бывает у мёртвых. А одежда старца была в таком состоянии, что можно было постирать и продолжать в ней служить. Когда мы сняли одежды, то тело оказалось нетленно. Мы поставили гроб в склеп и отслужили панихиду.

Перенесение мощей планировалось в день прилёта Блаженнейшего Митрополита Владимира в Закарпатье. После панихиды все поехали встречать Блаженнейшего. Мощи старца Василия были перенесены в храм, где был сделан мраморный саркофаг. Каждые два года, из-за высокой влажности, мы открываем гробницу, чтоб переодеть мощи. Мощи так и остаются невредимыми. Достойный ученик святителя Иоанна сейчас мощами, по благословению Блаженнейшего Владимира, почивает в храме как подвижник благочестия.

Когда я уже стал архиереем, а чудеса по молитвам старца Василия к тому времени умножались, мной было подано прошение Блаженнейшему с просьбой причислить архимандрита Василия (Пронина) к лику святых. Как мне сообщил архиепископ Херсонский Иоанн, глава Комиссии по канонизации святых, все участники комиссии единодушно согласились, что архимандрит Василий — святой человек. Но по закону должно пройти 30 лет со дня смерти человека до его канонизации. Умер старец Василий в 1997 году. Надеемся, если Богу будет угодно, и мы будем живы, через 14 лет будем свидетелями канонизации архимандрита Василия (Пронина).
– Наш портал освещает жизнь всей Украинской Православной Церкви. В нашей Украине совершенно разные епархии. Есть епархии, где происходят захваты храмов, где людям нужно выживать и бороться за свою веру. Есть епархии, где епископы в верхнем храме служат буквально под обстрелами, и где нижний храм приспособлен под бомбоубежище. Что бы архиерей Мукачевской и Ужгородской епархии пожелал верующим нашей Украинской Православной Церкви?
– Стойкость в вере и централизованная жизнь подле храма, в духовном понимании этого словосочетания, поможет людям перенести эту страшную и ужасную боль. Боль не только этих людей, на долю которых выпали эти испытания, но и нашу. Им намного больнее, им намного труднее, во всех без исключения отношениях — и внешних, и внутренних. Поэтому я желаю им терпения и крепости духа. Это просто святые люди. Потому что безбоязненно молиться в храме, когда летят бомбы, и остаться верным своей Церкви – это подвиг. Это подвиг исповедничества.

Впоследствии, думаю, Церковь это оценит. Несомненно. И общество оценит величину подвига тех людей, которые безбоязненно отстаивали свою веру. Порой даже под угрозой смерти, они идут в храм, чтобы быть с Богом. Желаю крепости, терпения, близости к Богу, к Церкви и храму. Помоги им, Господи! Мы за них усердно молимся.

Недавно вышла книга святого старца Паисия Святогорца, очень актуальная для всех нас, — «Когда чужая боль становится своей». Для того, чтобы понять, прочувствовать 5% этой боли, надо поставить себя на их место. 100%, 50% их боли, мы не сможем понять, как бы не старались. У меня много родственников живёт на Востоке, мы часто звоним им, им очень тяжело сейчас. Меня радует одно: не важно, что на улице — снег, град или бомбы, люди идут в храм! Или же, как они рассказывают, сидят в подвале и по очереди читают Псалтирь. Вот что сплотило людей – вера! И помогает им выжить, не жить, а выжить. Помоги им, Господи! Мы во всех храмах нашей епархии с большой любовью возносим наши скромные молитвы за этих людей.

Джерело:Закарпаття Релігійне

Рейтинг: +2 Голосів: 2 850 переглядів
Коментарі (1)